Версия для слабовидящих

Повышение оплаты труда будет!

04 июля 2007

Повышение оплаты  труда будет!

До недавнего времени этот принцип был лишь декларацией. В середине 2006 года трудовое законодательство начало существенно изменяться. Шестого октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 30.06 2006 № 90-ФЗ, внесший изменения в 348 статей Трудового кодекса РФ, при том, что сам Трудовой кодекс РФ содержит 424 статьи. Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ, вступающим в силу с 01.09.2007, принципиально были пересмотрены понятие и значение минимального размера оплаты труда.

 

В целях разъяснения значения и смысла изменений трудового законодательства Российской Федерации, тенденций новой трудовой политики государства специалисты Управления социально-трудовых отношений Администрации Томской области провели семинар “Трудовой кодекс РФ: анализ изменений”. На семинар были приглашены руководители организаций, специалисты кадровых, юридических и экономических служб, индивидуальные предприниматели, профсоюзный актив предприятий. Семинар проходил в здании Администрации Каргасокского района в течение двух дней 27 и 28 июня 2007 года. Каждый день включал в себя отдельный блок вопросов, рассчитанных на определенную аудиторию. Так, в первый день была дана общая характеристика изменений, внесенных в Трудовой кодекс РФ, раскрыты вопросы организации оплаты труда с учетом этих изменений.

Хотелось бы остановиться на двух наиболее важных моментах.

 

Во-первых, изменилось понятие “работодатель”. Ранее работодателем признавалось физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Только работодатель – юридическое лицо имел право заключать с работниками коллективные договоры, вести трудовые книжки работников, а трудовые договоры граждан с работодателями - физическими лицами, в том числе и с индивидуальными предпринимателями, подлежали регистрации в органах местного самоуправления. Федеральный закон от 30.06 2006 № 90 закрепил новое понятие работодателя.

 

С 06.10.2007 Трудовой кодекс выделяет три категории работодателей: юридические лица, индивидуальные предприниматели (к которым приравниваются частные нотариусы, адвокаты и ряд других), а также физические лица, заключающие с гражданами трудовые договоры о ведении домашнего хозяйства. Работодатели –физические лица по-прежнему не ведут трудовых книжек работников, а трудовые договоры регистрируют в органах местного самоуправления. Существенно же изменяется статус работодателей - индивидуальных предпринимателей. Теперь на них распространяются все нормы и правила, предусмотренные для работодателей – юридических лиц: они делают записи в трудовые книжки работников, заключают с работниками коллективные договоры, издают локальные нормативные и индивидуальные акты (приказы, распоряжения, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда), ведут личные дела работников.

 

Во-вторых, изменения претерпело и значение минимального размера оплаты труда. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда рассматривается как минимальная заработная плата, то есть как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. На сегодняшний день минимальный размер оплаты труда составляет 1100 рублей.

 

С 01.09.2007 вступает в силу Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ, в соответствии с которым размер минимального размера оплаты труда повышается почти в два раза и устанавливается в размере 2300 рублей. При этом новый минимальный размер оплаты труда представляет собой предел, ниже которого не может быть заработная плата неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, включающая в себя все выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Таким образом, Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ явился первым шагом федерального законодателя на пути к приближению минимального размера оплаты труда к размеру установленного прожиточного минимума.

 

Второй день семинара был посвящен вопросам оплаты труда в бюджетной сфере и был адресован, прежде всего, руководителям и специалистам бюджетных организаций. С середины 2006 года на уровне органов государственной власти Российской Федерации и Томской области разрабатываются механизмы упорядочения и повышения оплаты труда работникам организаций, финансируемых за счет средств различных уровней бюджетов. К сентябрю 2007 года ожидается повышение заработной платы в бюджетной сфере в среднем на 15 процентов. Но здесь возникают две проблемы: во – первых, равномерная индексация окладов единой тарифной сетки приведет к большому разрыву в оплате труда между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми категориями работников, а во- вторых, при формировании бюджетов на 2007 и 2008 годы дополнительные средства на такое повышение оплаты труда заложены не были. Следовательно, необходимо искать новые нестандартные механизмы организации труда и повышения заработной платы работников.

 

По мнению Управления социально-трудовых отношений Администрации Томской области этими механизмами могут быть следующие:

1) осуществление неравномерной индексации заработной платы при увеличении темпа роста оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников, что приведет к снижению дифференциации заработной платы в организации;

2) введение почасовой оплаты труда на основе часовых тарифных ставок для работников, которые в силу специфики своих должностных обязанностей не могут находиться на рабочем месте или не могут выполнять свои должностные обязанности в течение всего рабочего дня. Введение почасовой оплаты труда приведет к неполной занятости работника (то есть возможности работать по совместительству), повышению уровня оплаты труда, оптимизации штатной численности предприятия и соответствию заработной платы фактически отработанному времени;

3) установление зависимости стимулирующей части заработной платы руководителя от размера средней заработной платы в организации;

4) на повышение заработной платы работников организации должны быть направлены не только бюджетные средства, но и средства из иных, внебюджетных источников (например, доходы от приносящей доход деятельности организации), поиск которых является обязанностью руководителя организации.

 

Разработка иных подходов и механизмов повышения заработной платы, а также разработка отраслевых систем оплаты труда идет полных ходом. Не стоит бояться перемен, особенно если это - перемены к лучшему.


Просмотров: 360