Следопыты школьного музея из Томской области нашли божка, который может оказаться Золотой бабой
прошлом году краеведческому музею школы-интерната № 1, что находится в Каргаске, присвоили звание «Образцовый школьный музей Томской области 2013 — 2017». И это неспроста. С 50-х годов ХХ века местные ученики не только изучают здесь археологию, но и отправляются в настоящие исследовательские экспедиции, откуда приносят уникальные находки, проливающие свет на тайны истории. Самой интересной и уникальной за последнее время оказался васюганский божок, который коренные жители называют легендарным идолом – Золотой бабой.
Путешествия по Васюгану
В школьном музее Каргаска собраны необычные и диковинные предметы – бивни мамонтов, кости и останки древних животных, необычная старинная утварь – предметы быта наших далеких предков, национальная одежда коренного населения – карагасов, берестяные грамоты, деревянная посуда, каменные предметы и многое-многое другое. Практически каждый экспонат – это уникальная находка школьников, учившихся в школе в разные годы.
У истоков основания музея стояли обычные учителя – Борис Кокорин и Валентин Рудский. Борис Григорьевич с 1969 года руководил школьным историческим кружком. Так, наработанные материалы легли в основание одного из профильных направлений деятельности музея – исторического.
Валентин Григорьевич, выпускник этой же школы, участник ВОВ, был учителем географии и биологии, руководил географическим и фото- кружками. Именно он организовал первые летние экскурсии-путешествия по родному краю. Во время экскурсии по реке Васюган в 1952 году у юных следопытов и их руководителя родилась идея создания школьного музея, который изначально задумывался как районный.
Школьники не только путешествовали по Васюгану, но и за его пределами. Там ребятам удалось найти исторические экспонаты для музея, первыми из которых стали чучела птиц и бутыли с образцами нефти, которых сегодня порядка 50. Передвижению школьных экспедиций помогали нефтяники, которые подбрасывали юных следопытов на вездеходах, самолетах, катерах. Поэтому первый фонд музея был посвящен нефтегазодобыче.Постепенно цели экскурсий стали расширяться и конкретизироваться. В 1966 году следопыты совершили поездку в Новый Васюган. Тайной и не афишируемой целью этой экспедиции стало изучение ссыльных прибалтийцев. Вторая цель, заставившая добровольцев ехать «за тридевять земель», была фенология. Рудский задумал создать на территории Каргасокского района фенологическую сеть наблюдателей. В Новом Васюгане школьники осмотрели васюганские биоценозы и насобирали материал для биометрических оценок фенологического состояния лесных трав сосняков, болот и пойменного леса. Третьей целью было посещение «стоянки древних людей» и культовой лиственницы на Шайтановом мысу в селе Средний Васюган.
Экспедиции юных следопытов
После нескольких экспедиций в конце мая 1969 года музей был торжественно открыт. Он стал работать по целому комплексу направлений: лесная промышленность, сельское хозяйство, отдел нумизматики, уголок природы, школьный отдел, прошлое края, уголок боевой славы, нефтяная и газовая промышленность.
Изменяющееся время ставило перед музеем новые задачи, которые руководителям и школьникам удавалось блестяще осуществить. Так, при следующем руководителе музея, Гришаеве, началось изучение палеонтологического наследия края. Юные краеведы приняли участие в археологических раскопках. При другом идейном вдохновителе – Нине Терентьевой был создан уголок боевой славы. Нине Монголиной удалось организовать на территории района несколько археологических экспедиций, принесших значимые для науки результаты. Работы следопытов музея приобрели научно- исследовательский характер. При Валентине Зарубиной углубленно изучалась история школы, активно велась переписка с респондентами, именно она является автором проекта «Память и Прощение». Сегодня музеем руководит Алексей Воробьев-Исаев, учитель истории, кандидат исторических наук. За время существования музея активистами в нем были десятки человек, некоторые связали свою судьбу с учительским призванием и даже вернулись работать в родной музей.В настоящее время в музее действует несколько экспозиций — это уголок школьника – с советской партой. На стенах – фоторепортажи с археологических раскопок. Большой раздел посвящен участникам ВОВ и воинам-афганцам, есть интересный уголок «Русская изба», но самый захватывающий – центральный «Сокровища реки Тым».
В 2006 году в школе решили возродить экспедиции, которые назвали "Сокровища реки Тым". И в скором времени была составлена карта сокровищ района, на которой отмечены не только природные богатства.
- В 30-х годах прошлого века район входил в Тымский округ, где проживали представители различных этносов, таких, как селькупы, ханты, эвенки и до сих пор на территории района проживают карагасы.- рассказал нам Алексей Воробьев-Исаев. - Другое название этого этноса – тофалары, на местном наречии «тофа» значит «человек».
В середине ХХ века на территории района проживало 22 карагаса, сейчас их почти не осталось.
- Когда мы стали изучать этот этнос, то обнаружили, что у этих людей сохранилась языковая культура, пусть и в слабом виде,- отметил руководитель музея. - Но нам также удалось обнаружить ценные этнографические находки. Одна из таких вещей — это васюганский божок, его происхождение мы сейчас исследуем. Есть такая легенда, что этот божок ни что иное, как легендарный идол - Золотая баба, которая в 1938 году находилась в верховьях Васюгана, а затем пропала.Легенды о Золотой бабе
Золотая баба (на языке хантов «Сорни най») — это идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. В Сибири Золотую Бабу иначе называют Сибирский фараон. Первое упоминание о ней содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Там они увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.
О поклонении населения древних коми Золотой бабе упоминается и в русских летописях. Более подробные известия о Золотой бабе найдены в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. Так, в «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) Меховский помещает идола за Вяткой «при проникновении в Скифию». У последующих авторов – Герберштейна (1549 год), Гваньини (1578 год) и Флетчера (1591 год) Золотая баба находится уже вблизи устья реки Оби. Исследователи описывают идола Золотой бабы в виде статуи старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок— внук. Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI века в нижнем течении Оби.
В работах русских учёных XVIII века (Г.Ф. Миллера и И. И. Лепехина) появляется сообщение о том, что Золотая баба— древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками.
- Коренные карагасы даже называли конкретный род эвенков, который вывез это божество и спрятал в окрестностях реки Тым. На этом история путешествия идола обрывается, – продолжает руководитель музея. - Эти легенды до сих пор передаются из поколения в поколение у тофаларов, которые сейчас преимущественно живут на территории Алтайского края.
Еще одна находка
В последней летней экспедиции каргасокские школьники смогли поговорить с представителями этого древнего этноса. Кстати, потомки тофаларов ,проживающие в селе Напас подарили музею интересную вещь – ядро. По всем параметрам это ядро от 3-футовой пушки 17-18 веков. Если это так, то снаряд – первое свидетельство об освоении богатств на территории района. Есть и другое предположение: в 30-е годы прошлого века подобными ядрами, раскаленными докрасна могли уничтожать целые катера. В течение нескольких часов катер заводнялся от попадания таких снарядов.В фондах музеях много экспонатов по различным направлениям. Сегодня находки попадают в музей в небольших количествах, поскольку нет необходимых условий для хранения и соответствующих площадей. Многие коллекции уже переданы в Томский и Колпашевский краеведческий музеи. Но исследователи намерены продолжать свою работу, чтобы передать знания потомкам.
Просмотров: 829