Версия для слабовидящих

Это надо знать

Уважаемые жители Каргасокского района!

 Болезненное влечение к употреблению наркотиков – наркомания – бич современного общества.  Темпы роста этого заболевания ужасают, а статистика смертности от наркомании превышает любое существующее заболевание. Множество человеческих жизней отобрано этой болезнью. Это путь к преступлению и тюрьме, к смерти и отчаянию. Наркомания заполонила мир подростков и с каждым годом молодеет. Наркомания среди детей на сегодняшний день явление тоже нередкое. Родители, которые сами употребляют наркотики, делают своих детей наркоманами. Наше будущее, наши надежды оказываются в руках людей, зависимых от химических препаратов. Существует много разновидностей зависимости, но зависимость от наркотиков очень сложная. Наркотический плен держит не только тело, но и психику человека. Ради очередной дозы препарата наркоманы пойдут на грабеж, обман или даже убийство. Причины наркомании кроются в социальных условиях и невнимательности родителей, но каждый случай индивидуален. Среди основных причин наркомании можно выделить следующие:  внутренние проблемы (неприятности, социальное неравенство, непонимание в семье), любопытство (многие думают, что это модно, или хотя бы раз в жизни нужно все попробовать), поиски новых ощущений, пример друзей, протест против сложившихся обстоятельств, желание самоутвердиться и казаться взрослее, доступность приобретения наркотиков. Эти факторы в совокупности и каждый в отдельности дают возможность такой болезни, как наркомания, быстро распространяться и разрушать общество.             В целях получения от населения информации о правонарушениях и преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, а также повышения активной гражданской позиции по вопросам, связанным с профилактикой наркомании, в Каргасокском районе работают «телефоны доверия». Уважаемые граждане! Не будьте равнодушными! Если Вам известно о местах, где торгуют наркотическими веществами, о лицах, употребляющих наркотики или содержащих наркопритоны, сообщайте по телефону  в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Томской области:

- г. Томск, ул. Красноармейская, 86. Режим работы УФСКН России по Томской области Понедельник-пятница с 8.30 - 17.30 Телефон доверия:  8 (3822) 555-183, 558-207;

- г. Колпашево, ул. Портовая, 15.  Колпашевское МРО  УФСКН России по Томской области. Прием граждан: пятница с 15:00-17:00 636420, Телефон: 8(38254)-536-83,  8(38254) 5-15-73. ( для жителей с. Усть – Чижапка,  с. Новоюгино,  с. Староюгино,  п. Большая Грива, с. Наунак, с. Киндал,  д. Казальцево,  с. Сосновка,  п. Восток,  п. Киевский,  п. Неготка, п. Молодежный,  с. Напас,  с. Усть – Тым, с. Тымск, с. Каргасок, п. Геологический, п. Нефтяников, с. Павлово,  с. Бондарка,  п. Пятый километр,  д. Лозунга,  с. Вертикос, с. Мыльджино, с. Новый Тевриз);

-  с. Каргасок  ул. Пушкина, 17. МО МВД РФ «Каргасокский» - 8 (38253) 2- 14-46. (для жителей с. Каргасок, п. Геологический, п. Нефтяников, с. Павлово,  с. Бондарка,  п. Пятый километр,  д. Лозунга); 

 - г. Стрежевой ул. Ермакова, д. 428/1. Стрежевской  межрайонный отдел  УФСКН России по Томской области,  телефон: +7(38259) 54490 (для жителей Средний Васюган,  Новый Васюган, д. Айполово).

 

 

Жестокое обращение с детьми

ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ:

 

I.Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Внешний вид:

- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);

- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);

- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Основные типы травм:

На теле – синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.

На голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.

Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.

Возраст 0 - 6 мес.:

- малоподвижность;

- безразличие к окружающему миру;

- отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

- редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

Возраст 6 мес. – 1.5 года:

- боязнь родителей;

- боязнь физического контакта со взрослыми;

- постоянная беспричинная настороженность;

- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

- испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 – 3 года:

- боязнь взрослых;

- редкие проявления радости, плаксивость;

- реакция испуга на плач других детей;

- крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет:

- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

- пассивная реакция на боль;

- болезненное отношение к замечаниям, критике;

- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

- негативизм, агрессивность;

- лживость, воровство;

- жестокость по отношению к животным;

- склонность к поджогам;

Младший школьный возраст:

- стремление скрыть причину повреждений и травм;

- одиночество, отсутствие друзей;

- боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст:

- побеги из дома;

- суицидальные попытки (попытки самоубийства);

- делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;

- употребление алкоголя, наркотиков.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;

- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

- обвинение в травмах самого ребенка;

- неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

- рассказы о том, как их наказывали в детстве;

- признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

II. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий. Назовем их:

- мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;

- введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;

- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

- несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;

- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;

- эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком;

- вуаеризм – подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или пребывания в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию.

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

б) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

- расширение ануса;

- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

- заболевания, передающиеся половым путем;

- беременность;

- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

- резкие изменения веса (потеря или прибавление);

- вагинальные кровотечения;

- психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети дошкольного возраста:

- ночные кошмары;

- страхи;

регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);

- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

- открытая мастурбация;

- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

- беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего дошкольного возраста:

- низкая успеваемость;

- замкнутость, стремление к уединению;

- изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

- депрессия;

- побеги из дома или институциональных учреждений;

- низкая самооценка;

- угрозы или попытки самоубийства;

- сексуализированное поведение;

- употребление наркотиков или алкоголя;

- проституция или беспорядочные половые связи;

- жалобы на боли в животе.

III. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- оскорбление и унижение его достоинства;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить - эмоциональное насилие:

- задержка физического и умственного развития;

- нервный тик;

- энурез

- печальный вид;

- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

- беспокойство или тревожность;

- нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;

- угрозы или попытки самоубийства;

- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- нарушение аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

- нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;

- оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;

- постоянное сверхкритичное отношение к нему;

- негативная характеристика ребенка;

- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

IV. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка:

- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, - во время пребывания в больнице или приюте);-

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

- выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;

- частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

- многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

- повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

- постоянный голод и/или жажда;

- кража пищи;

- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе - внимание взрослых;

- требование ласки и внимания;

- подавленное настроение, апатия;

- пассивность;

- агрессивность и импульсивность;

- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

- неумение общаться с людьми, дружить;

- неразборчивое дружелюбие;

- регрессивное поведение;

- мастурбация;

- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

- низкая самооценка.

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие  семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

Социальные проблемы семьи.

Факторами риска считаются:

- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

- семьи с приемными детьми;

- наличие в семье больного алкоголизма или наркоманией;

- социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;

- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

- использование физического и психического насилия в качестве наказания;

- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Состояние здоровья и поведение
родителей, других членов семьи:

- психические заболевания (психоз, депрессия);

- критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);

- умственная отсталость;

- недостаточный самоконтроль или импульсивность;

-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцесты, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

- родители в детстве сами подвергались жесткому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Факторы риска, характеризующие особенности детей – жертв насилия:

 - нежеланный ребенок;

- наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

- низкая масса тела при рождении, недоношенность;

- врожденные уродства;

-нелюбимый ребенок в семье;

- сходство с нелюбимым родственником;

- нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;

- «трудный» ребенок;

- высокоодаренный или талантливый ребенок.

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях.

Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие  семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

Социальные проблемы семьи.

Факторами риска считаются:

- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;

- семьи с приемными детьми;

- наличие в семье больного алкоголизма или наркоманией;

- социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;

- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;

- использование физического и психического насилия в качестве наказания;

- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;

- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:

- психические заболевания (психоз, депрессия);

- критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);

- умственная отсталость;

- недостаточный самоконтроль или импульсивность;

-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцесты, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;

- родители в детстве сами подвергались жесткому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.

Факторы риска, характеризующие особенности детей – жертв насилия:

 - нежеланный ребенок;

- наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

- низкая масса тела при рождении, недоношенность;

- врожденные уродства;

-нелюбимый ребенок в семье;

- сходство с нелюбимым родственником;

- нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;

- «трудный» ребенок;

- высокоодаренный или талантливый ребенок.

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

 

 

Семья и наркотики

Сколько-то лет назад вы получили конвертик. В этом конвертике было завернуто маленькое человеческое существо, и вы знали, что будущее этого человечка больше всего зависит от вас. И с первого дня Вы отдавали ему силы, душу, время. Вы научили его первым шагам, первым словам, первым «можно» и «нельзя». Вы имели свои представления о том, как нужно с ним обходиться, как обращаться, чем кормить. Вы, казалось бы, делали для него все, что могли, а нередко и больше того, что возможно. Но вот прошли годы, человечек вырос, на него влияете уже не только вы, но и товарищи, и школа, и кто-то и что-то еще, чего вы не знаете или не одобряете. И случается, он не оправдывает ваших ожиданий, он связался не с теми, с кем нужно, он что-то скрывает от вас. Каждый из нас вышел из своей семьи. Наши дети сформировались в нашей семье. Одни оказались готовы к встрече с миром, где наркотик рядом, другие – нет. И те, кто оказался не готов, попались на крючок. Закономерный вопрос: почему некоторые (многие!) дети не выдержали столкновения с действительностью? Как показывает практика, практически всегда развитию наркомании предшествует то или иное нарушение функции семьи. И это далеко не обязательно что-то грубое, из ряда вон выходящее. Сегодня, как раз, часто беда приходит в семьи, кажущиеся вполне благополучными, где нет разрушительных конфликтов с криками и драками, где у ребенка оба родителя, где материальная обеспеченность находится на вполне удовлетворительном уровне. Семья – это место, где мы получаем первую психотерапевтическую помощь, столь необходимую в сложном сегодняшнем мире. Или не получаем – и тогда семья оказывается болезнетворным фактором. Но семья не бывает фактором нейтральным: или оздоровляет психику человека, или деформирует ее. Нас никто не учил быть родителями. В воспитании детей мы руководствуемся воспитательными принципами, взятыми из нашего жизненного опыта, из здравого смысла. Каждый имеет свои воспитательные принципы. И многие относятся к этим принципам некритично. Вот некоторые типы семейных отношений, способствующие тому, чтобы подросток начал экспериментировать с наркотиками:

  • Ригидная (псевдосолидарная) семья. Это семья,      построенная по жестким правилам армейского образца. Безоговорочно      преобладает один из членов семьи, жизнь семьи строго регламентирована.      Подросток, стремясь к свободе любой ценой, находит псевдосвободу в      наркотике.
  • Семья, в которой члены семьи эмоционально отделены друг от друга, нет взаимности в чувствах. При том, что семья формально вполне благополучна, члены такой семьи не испытывают комфорта, тепла в отношениях.
  • Неполная семья или распавшаяся семья. Нужно очень много такта со стороны обоих родителей, нужны специальные знания, чтобы ребенок, растущий в такой семье, чувствовал себя достойно и комфортно. Но как часто разведшиеся родители совершают одни и те же чудовищные ошибки!
  • Нередко мать в проблемных семьях строгая, холодная в общении. Особенно остра проблема, если оба родителя придерживаются этих правил. Ребенок, подросток остро нуждается в тепле, в понимании, и если он не находит этого в семье - найдет в другом месте, и этим местом будет, разумеется, не школа, а уличная компания. И ценности подросток будет перенимать не у родителей, а у тех, с кем он гуляет во дворе. Потому что понятия «правильно - неправильно» подросток принимает не логикой, а эмоциями, и он разделит ценности тех людей, с которыми ему лучше.
  • Крайности сходятся. Противоположная ситуация: конформизм родителей, судорожная готовность идти на поводу у подростка - столь же разрушительна. Парадоксально, но такое поведение может быть способом избегать эмоционально близких контактов с подростком: «Возьми и отстань». Но это может быть и проявлением зависимости родителя от подростка, когда подросток «садится на шею», а у родителя нет внутренней силы противостоять давлению обнахалившегося чада; родитель пытается «купить» расположение своего ребенка. Как правило, в этой ситуации со стороны подростка обнаруживается недоверие и неприязнь к потакающему родителю, ничем не сдерживаемое стремление манипулировать им. Подросток привыкает к тому, что его прихоти выполняются, к собственной безответственности. Столь же безответственно он отнесется к важнейшему решению: употребить ли наркотик в первый раз.
  • Родитель может использовать ребенка как средство давления на другого супруга («не кричи на меня, ребенок от этого страдает – и это говорится при ребенке»). Часто наблюдается непоследовательность в отношениях с ребенком: от вседозволенности до попытки строгой регламентации, от приближения до отвержения, и это происходит без ясной для ребенка связи с особенностями его поведения. Столь же вредно для ребенка, если один из родителей предъявляет одни требования, другой противоположные, или предъявляется внутренне противоречивые требования («будь самостоятельным, но во всем слушайся меня; умей работать руками, но не смей трогать молоток»).

В проблемных семьях часто обнаруживается эмоциональная отчужденность членов семьи друг от друга, взаимная невовлеченность в дела, в психическую жизнь. Семейное существование низводится до общего быта. Интерес к делам других членов семьи формальный. Или другая крайность: чрезмерная прозрачность психологических границ, незащищенность интимного пространства, неуважение к суверенитету личности. В этих случаях нет права на личную тайну, на самостоятельное решение. Вся эмоциональная жизнь - под тотальным контролем, разумеется, «ради твоей же пользы». Но человек, особенно подросток, крайне нуждается в пространстве свободы, в пространстве собственных решений. Если в человеке воспитать стереотип зависимого поведения, то этот человек обязательно попадет в какую-нибудь зависимость: нехимическую (азартные игры) или химическую (алкоголь, наркотики). Подростки в проблемных семьях очень остро, болезненно реагируют на семейные проблемы. Притом, надо понимать, что в подростковом возрасте человек с трудом понимает и оценивает свои психологические состояния. Проблемные семьи очень различаются одна от другой. Они могут быть очевидно конфликтными, нездоровыми. Связь наркотизма и семейных проблем очевидна, если в семье совсем уж нездорова, если семья явно деформирована, если идут открытые конфликты между родителями, между старшими и младшими. Но чаще конфликт скрыт не только от посторонних, но не очевиден и для самих членов семьи. Мы общаемся друг с другом не только (и не столько) словами, сколько несловесными знаками: тонкости интонаций, нюансы мимики, движений тела, дыхание и т.д. Мы не всегда осознаем, что получаем такие знаки, но воспринимаем их, и реагируем эмоционально. Если нам говорят, что все хорошо, но тело говорящего сообщает обратное, мы улавливаем это, и мы не будем спокойны, мы ощутим дискомфорт. В этих несловесных («невербальных») знаках постоянно передается масса информации. И если «ум с сердцем не в ладу», то мы рассуждаем, говорим одно, а чувствуем другое. Притом нередко в тайне от себя самих. Именно это явление очень характерно для семей, породивших наркоманов. Домочадцы рассуждают одним способом, переживают по-другому. И в скрытом, эмоциональном подтексте семейных отношений скрывается причина, толкающая подростка на наркотизации. Как часто все члены семьи дружно сообщают, что у них все просто замечательно. Но стоит провести самый простенький тест, и обнаруживается, что внутренне напряжение в семье очень сильно. Все эти явления могут возникать и в здоровых семьях, но там они переживаются относительно легко и быстро и не приводят к эмоциональному отчуждению. Семья как система стремится сохранять существующее равновесие. И как механизмы сохранения равновесия часто используются различные способы не видеть, не узнавать болезненных процессов, происходящих с семьей. Психологическая защита - способ вытеснить из сознания проблему, сохранить приемлемый для себя образ-Я тогда, когда что-то в себе, в данном случае в семье, не соответствует этому образу. Проще думать, что все мы в порядке, чем понимать, что есть проблемы. Но если уж беда пришла - невозможно оставаться при своих иллюзиях. Необходимо понять: семью нужно лечить. Не только наркомана, всю семью.

Секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Каргасокского района – Е. В. Голещихина и  психиатр-нарколог МБУЗ «Каргасокская ЦРБ»   В.Н. Кузнецов.

 


Просмотров: 842