Версия для слабовидящих

Если есть проблемы

«Телефон доверия» - самая скорая помощь!

Часто  бывают  ситуации,  когда  детям  нужен  дружеский  совет  или  участие,  когда  есть  необходимость  высказаться  или  просто  посоветоваться,  а  рядом  нет  человека,  к  которому  можно  обратиться.  В  этой  ситуации   поможет  ребенку  беседа  по  ТЕЛЕФОНУ  ДОВЕРИЯ.

            Услугой  ТЕЛЕФОНА  ДОВЕРИЯ могут  воспользоваться  и  родители, и дети,  если  возникли  между  ними непонимание,  конфликтные  ситуации.  Если  есть  беспокойство  за  судьбу  детей,  которые  лишены  заботы  и  внимания  со  стороны  близких людей. Ваш  звонок  может  помочь  предотвратить  беду.

Многие  из  вас  уже  видели  яркие  красочные  плакаты  с  номерами  телефона  психологической  помощи  взрослым  и  детям  в  рейсовых  автобусах,  в  поликлинике (возле  регистратуры,  в  детском  отделении,  в терапии,  в  хирургии  и  т.д.),  а  так  же  в  детских  дошкольных  учреждениях,  школах. 

  Но  теперь  у  Вас  есть  личный  психолог,  который  придет  вам  на  помощь  в  любую  минуту.

Вы  сможете  получить  квалифицированную  помощь  психолога  бесплатно,  и  не  выходя  при  этом  из  дома. 

Всем, кто переживает трудное время: потерю близкого, болезнь, одиночество, насилие, угрозы, мысли о самоубийстве, разочарование… Звоните!

Кто хочет найти выход из конфликтной ситуации, наладить отношения с другом, подругой, родственниками…  Звоните!

Кто хочет изменить что-то в себе, но не знает, как это сделать…

Кому нужен совет специалиста в воспитании детей, возникли трудности в общении со сверстниками, с коллегами, начальником…

Если есть необходимость поделиться своими проблемами, посмотреть на сложившуюся ситуацию другими глазами, получить поддержку и понимание…

Звоните на «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»

вы можете рассказать о проблемах тех, чья судьба вам небезразлична.

Снимите трубку и позвоните!

Номер Каргасокского Телефона Доверия

2-40-48

Ежедневно с 9.00 до 17.00

                Кроме субботы и воскресенья.

 

Общероссийский номер детского телефона доверия

         8-800-2000-122

            С 9.00. – 22.00 часов

             Ежедневно.

 

Главная  цель  ТЕЛЕФОНА  ДОВЕРИЯ  -  помощь  детям  и  взрослым,  оказавшимся  в  сложной  жизненной  ситуации.

 

Принципы работы:

1.                  Гуманность  -  уважение  права другого человека быть таким, какой он есть;

 

2.                  Анонимность  -  факт  обращения и содержание беседы не разглашается, человек может назваться псевдонимом;

3.                   Бесплатно!

 

 

 

 

 

Материалы

 

для бесед с родителями

 

 

 

Вопросы для обсуждения с родителями проблем профилактики наркомании и информирования родителей по данной проблеме:

 

¾   Что нужно знать родителям о возрастных психологических особенностях ребенка?

 

¾   Почему подростки начинают употреблять наркотики?

 

¾   Что необходимо сделать для того, чтобы уберечь ребенка от наркотиков?

 

¾   Какие изменения в поведении подростка должны насторожить?

 

¾   Как вести себя в ситуации, если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики?

 

¾   Где получить достоверные сведения о наркомании?

 

¾   Где можно получить квалифицированную психологическую медико-социальную помощь?

 

 

 

Доктор медицинских наук Вострокнутов Н.В. в работе «Семья и антинаркотическая профилактическая работа» дает ряд советов по организации и проведении лекций-бесед с родителями. При проведении профилактических лекций-бесед по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними требуется соблюдение особых предосторожностей, так как не вся имеющаяся информация о наркотиках и токсических веществах может быть через родителей передана детям и подросткам. Ни в коем случае не следует приводить описание путей получения, изготовления и применения наркотических средств с тем, чтобы беседа не могла служить справочным материалом для использования наркотиков. При проведении бесед нецелесообразно выходить за рамки представлений о наркотиках, которые практически не встречаются в регионе проживания, т.е. рассказывать о тех наркотиках (токсических веществах), которые малоизвестны. Обязательным является условие исключения описаний клинической картины наркотического (токсического) опьянения, переживаемых под влиянием наркотика (токсического вещества) эйфорических ощущений, включая использование позитивно воспринимаемых эпитетов и определений, таких как «непередаваемые ощущения», «состояние неизъяснимого блаженства, подобное экстазу», «состояние особенного блаженства и покоя».

 

 

 

Следует исключить из бесед ссылки на примеры исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, журналистов, употреблявших наркотик, даже если приводятся негативные последствия от их приема. При беседах с родителями нецелесообразно пользоваться специальными медицинскими терминами при описании клинических проявлений зависимости от ПАВ, а также «жаргоном наркоманов».

 

В беседах следует специально останавливаться на способах диагностики состояний наркотического и токсического опьянения, а также нарко - или токсикомании.

 

Нужно достаточно твердо и настойчиво утверждать, что подросток, «экспериментирующий» с наркотиками или злоупотребляющий ими, верит в то, что ему удается успешно скрывать свои эпизоды наркотизации от родителей. Необходимо настойчиво убеждать в том, что в настоящее время с помощью современных лабораторных методов возможна точная диагностика, предусматривающая определение конкретного наркотического вещества.

 

Следует также говорить о большой вероятности заражения потребителей наркотиков и больных наркоманиями и токсикоманиями ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С, венерическими заболеваниями, другими заразными болезнями мочеполовой сферы. В профилактических беседах столь же актуальным является обсуждение последствий правового характера: задержание милицией за употребление в общественных местах спиртных напитков или ПАВ; поведение, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие; угроза возбуждения уголовного дела за то или иное правонарушение.

 

Многие другие темы, кажущиеся убедительными для взрослых, являются малозначимыми с точки зрения антинаркотической профилактической работы. Такими являются темы, относящиеся к угрозе возникновения тяжелых соматических заболеваний, рождению неполноценных детей. Малоэффективными также являются аргументы, связанные с тем, что, употребляя алкоголь или наркотики (токсические вещества), дети и подростки доставляют огорчения родителям или подвергают риску свою будущую жизнь и служебную карьеру.

 

Необходимо доносить до сознания родителей тезис о том, что тактика запугивания несовершеннолетних тяжелыми осложнениями при употреблении ПАВ не приводит к желаемым результатам - отказу от приема наркотиков, а, наоборот, в некоторых случаях усиливает к ним интерес.

 

Эффект запугивания может срабатывать у детей и подростков, отличающихся такими характерологическими чертами, как тревожность, неуверенность; в то же время у стенических, неустойчивых и возбудимых личностей подобный эффект практически не наблюдается.

 

 

 

В настоящее время при проведении профилактических мероприятий часто нельзя обойтись без применения аудиовизуальных методик. Наиболее эффективными являются видеофильмы, хотя их использование связано с техническими трудностями.

 

 

 

При организации и проведении лекционно-информационных форм антинаркотической и антиалкогольной профилактической работы среди родителей учащихся средних школ и профессионально-технических училищ Вострокнутов Н.В. рекомендует использование следующего перечня тем:

 

1)    Наркологическая ситуация в стране и актуальность первичной профилактической работы;

 

2)    Психофизиологические особенности подросткового возраста;

 

3)    Отрицательное влияние на организм разовых приемов психоактивных веществ (ПАВ);

 

4)    Отрицательное влияние на организм систематического употребления ПАВ;

 

5)    ПАВ и учеба, работа;

 

6)    ПАВ и семья, досуг;

 

7)    Правовые последствия приема ПАВ;

 

8)    Методы профилактики приема ПАВ и лечения зависимости от них.

 

 

 

Особенности диалога с родительской аудиторией на тему:  «Наркологическая ситуация в стране и актуальность первичной профилактической работы» описаны выше. При обсуждении темы, посвященной личностно-психологическим и психофизическим особенностям подросткового периода,  следует в популярной форме дать характеристику психофизиологических особенностей подросткового возраста. Важно донести до родителей объяснение некоторых мотивов поступков детей и подростков, осуждаемых окружающими взрослыми: стремление быстрее утвердить себя как взрослого человека, отмежевание от всего детского; эмоциональное потемнение, аффектация в поведении; нарочитая независимость в суждениях, негативное отношение к любым формам опеки; стремление обратить на себя внимание, демонстративность и театральность в поведении.

 

Следует подчеркивать, что, стремясь приобщиться к взрослой жизни, подростки легко перенимают и необходимые, с их точки зрения, но в действительности не обязательные, атрибуты поведения взрослых: употребление алкоголя и табака, интерес к сексуальным проблемам и другие особенности. Одновременно можно отметить характерные физиологические сдвиги пубертатного периода: усиленную и несбалансированную гормональную активность, неустойчивость нервной системы, восприимчивость к различным заболеваниям, включая психические и наркологические расстройства. Постоянно подчеркивается, что взрослым необходимо уметь обращаться к характерному для подростков чувству взрослости, поддерживать у подростков стремление самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

 

 

 

При рассмотрении третьей темы, посвященной отрицательному влиянию на организм разовых, однократных приемов ПАВ, целесообразно рассмотреть мотивацию единичных случаев употребления несовершеннолетними ПАВ, что, как правило, связано с влиянием компании сверстников либо со стремлением изменить свое душевное состояние, например, вызвать у себя повышенное настроение. В беседах следует обращать внимание на то, что спровоцированное алкоголем или наркотиком (токсическим веществом) повышение настроения обязательно сопровождается заметными нарушениями мышления, внимания, утратой критичности поведения. Кроме того, всякая стимуляция положительных эмоций неизбежно влечет за собой последующее снижение настроения, сопровождающееся понижением жизненного тонуса, падением работоспособности (эффект маятника). Существенно в беседах раскрывать опасность даже однократного приема алкоголя или иного ПАВ, могущего привести к передозировке, требующей неотложных лечебных мер, а в некоторых случаях заканчивающейся смертельным исходом.

 

При проведении беседы особое внимание следует уделять токсическому влиянию ПАВ на головной мозг. Поскольку для части подростков одним из мотивов употребления ПАВ является снятие «внутреннего напряжения», такой эффект ПАВ надо прокомментировать. Состояние внутреннего напряжения, тревожность свойственны определенной части детей и подростков и обычно отражают наличие внутреннего психологического конфликта. Психоактивные вещества, обладая расслабляющими свойствами, способны в ряде случаев приносить временное облегчение, за которое в последующем человек расплачивается еще большим углублением внутреннего конфликта. Привычка снимать напряжение алкоголем или наркотическим средством препятствует формированию навыков разрешения психологических конфликтов адекватными способами и несет опасность возникновения пристрастия к ПАВ.

 

 

 

При обсуждении четвертой темы, посвященной отрицательному влиянию на организм систематического употребления ПАВ, следует говорить о формах поведения подростков, наиболее опасных с точки зрения формирования зависимости от ПАВ (учащение приемов, увеличение доз, учащение выраженных опьянений и др.). Следует подчеркивать, что на начальных этапах своего развития алкоголизм или наркомания (токсикомания) проявляются скрыто, их признаки незаметны или не выражены. В популярной форме можно рассказывать о таких тяжелых проявлениях зависимости от ПАВ, как о синдроме зависимости, судорожных припадках, расстройствах личности и психозах.

 

Важную часть лекции-беседы рекомендуется посвящать описаниям поражения различных органов и систем при систематическом употреблении ПАВ (печени, поджелудочной железы, сердца, почек, сексуальной сферы и других). Необходимо особо подчеркивать особенности формирования наркологических заболеваний в детском и подростковом возрасте: укороченные сроки формирования их основных проявлений, задержанное умственное и физическое развитие, ухудшение состояния здоровья, особенно тяжелые социальные последствия.

 

 

 

При обсуждении пятой темы («ПАВ и учеба, работа») следует давать описание, связанных с приемом ПАВ, отрицательных последствий: снижение успехов в учебе, угасание интереса к спорту, крушение планов, касающихся различных целей.

 

При этом можно подчеркивать характеристику типичной для зависимости от ПАВ цепочки последствий для служебной карьеры: снижение качества работы,  вынужденные смены мест работы - увольнения по соответствующим статьям трудового кодекса - деквалификация и потеря работы, вплоть до инвалидности.

 

 

 

В ходе рассмотрения шестой темы («ПАВ и семья, досуг») дается характеристика влияния ПАВ на взаимоотношения несовершеннолетних с родителями и другими родственниками, а также приятелями и приятельницами, не разделяющими их склонности к употреблению алкоголя и наркотиков (токсических веществ). Можно приводить примеры утраты подростками, склонными к приему ПАВ, интересов и увлечений прежде заполнявших их досуг; можно анализировать влияние асоциальных компаний сверстников, складывающихся по месту жительства, возможности противостоять влиянию таких компаний.

 

В беседе следует определенное место отводить обсуждению неблагоприятной роли, которую сыграет употребление ПАВ в будущей семейной жизни подростка. При этом можно дать характеристику нарушений эмоциональной, воспитательной функций семьи, показать нарастающие в семье наркомана процессы дезорганизации семьи: одинокий, неустроенный образ жизни потребителей ПАВ. Здесь же можно давать информацию о законодательстве, направленном на охрану прав семьи от одного из ее членов, употребляющего ПАВ.

 

 

 

При обсуждении седьмой темы («Правовые последствия приема ПАВ») родителей следует информировать о таких возможных правовых мерах, как задержание подростка за употребление алкоголя и других ПАВ в общественных местах, доставление таких несовершеннолетних, особенно в случаях выраженного опьянения, в отделение милиции. Одновременно можно дать представление о принципах проведения экспертизы алкогольного и наркотического опьянения, о праве на увольнения с работы в случаях злоупотребления ПАВ, об ограничении дееспособности, направлении на принудительное лечение.

 

 

 

При рассмотрении последней, восьмой темы («Методы профилактики приема ПАВ и лечения зависимости от них») до сведения родителей доводится информация о возможностях получения детьми и подростками, столкнувшимися с наркотиками, профилактической и реабилитационной помощи в случае возникновения наркологических проблем. Предлагается давать характеристику учреждений наркологической и другой медицинской помощи, находящихся в районе проживания, и существующих методов профилактики, лечения и реабилитации. Родители должны также информироваться об общественных организациях, оказывающих помощь лицам, склонным к употреблению ПАВ.

 

При проведении бесед по данной тематике всегда необходимо формировать представления об эффективности своевременно предпринятого лечения.

 

В лекциях для родителей необходимо также рассмотреть способы и возможности диагностики наркомании и токсикомании, причем не столько сформировавшейся болезни, сколько начальных ее проявлений. Следует обратить их внимание на изменение внешнего вида подростка, употребляющего наркотики, его поведения, характера, привычек, общения, круга знакомых, среди которых появляются наркоманы, и др.

 

 

 

В заключение данного раздела отметим, что при подготовке и проведении лекции-беседы важно учитывать, что

 

1. ее длительность должна составлять не более одного академического часа;

 

2.обязательной является «обратная связь» с аудиторией. Чем большую долю времени занимает свободная дискуссия и чем меньшую – изложение специалистом заранее подготовленного материала, - тем выше эффект.

 

Вообще отступление от рутинных форм лекций-бесед позволяет глубже воздействие. К таким более эффективным типам мероприятий относятся «круглые столы», вечера вопросов и ответов.

 

Качество педагогического, психологического и правового просвещения родителей зависит:

 

¾   от актуальности выбранных тем;

 

¾   уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки);

 

¾   использования технического оснащения.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья, родители, микросоциальное окружение - это очень важный участник профилактического процесса. Конфликтные ситуации, непонимание между детьми и родителями могут явиться причиной возникновения зависимостей у детей - употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ.

 

Работа с семьей должна быть направлена на формирование ее ресурсов, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

 

Для решения проблем по предупреждению потребления детьми и членами их семей психоактивных веществ необходимо в первую очередь:

 

¾   повысить психологическую, педагогическую, валеологическую компетентность широких слоев населения, семьи;

 

¾   активизировать государственный механизм, ориентированный на выгоду создания здоровой семьи,

 

¾   развивать социально-поддерживающую инфраструктуру, включающую семью в микросоциальное окружение ребенка.

 

На наш взгляд, в профилактической работе с родительской общественностью первостепенное значение имеют социальные и социокультурные меры.

 

Иными словами меры профилактической работы с родителями должны быть направлены на повышение их психолого-педагогической компетентности, правовой культуры, формирование ресурсов и навыков преодоления стрессовых ситуаций, на устранение факторов риска развития социально-психологической дезадаптации и психологическую поддержку семей, входящих в группу риска.

 

Успешное решение задач воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Эффективным сотрудничество институтов государственной власти, педагогической и родительской общественности будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.

 

Общеобразовательное учреждение по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, но ему необходима поддержка государства. Роль правоохранительных органов, в частности ФСКН России, в организации профилактической работы, заключается в координации реализации государственной политики в области профилактики и противодействия наркомании, в том числе стимулировании информационно-профилактической работы с родителями, оказанию содействия педагогам в проведении мероприятий, направленных на родительскую аудиторию.

 

Важным итогом системной, комплексной и многоаспектной профилактической антинаркотической работы становится то, что в профилактическом процессе значительную роль начинают играть родители учащихся, что позволяет активизировать внутренний воспитательный потенциал семьи.

 

 

 


Просмотров: 694